Национальный автодром Монцы - одна из тех трасс о которых слагают легенды.
История европейского автоспорта неразрывно связана со старейшей трассой континента, расположенной под Миланом, а гоночные эпизоды, происходившие здесь, уже давно обросли ореолом загадочности и навсегда вписаны в летопись автомобильных гонок. Монцу по праву называют «меккой автоспорта» и «храмом скорости», а итальянцы про свой знаменитый автодром говорят просто: «la pista magica» – «волшебная трасса».В январе 1922 года на праздничном заседании, посвященном четвертьвековому юбилею Миланского автомобильного клуба, был обнародован проект строительства близ Милана гоночного кольца. Постройка трассы, на которой можно было бы проводить тесты и испытания, а также автогонки, отвечала интересам многих итальянских автопроизводителей того времени, которые к тому моменту уже начали искать выходы на заграничные рынки, и нуждались в срочном повышении качества своей продукции.
Первоначально для будущей гордости итальянского автоспорта не могли найти подходящее место — автодром сперва хотели построить на болотах к северо-западу от Милана, в местечке под названием Галларате (в наши дни там располагается международный аэропорт Мальпенса), затем возник вариант с расположением в округе Каньола, который в то время находился вне черты Милана. Но в итоге финальным было решение построить трассу в Королевском Парке Монцы — в пользу этого варианта говорила его близость и хорошая транспортная связь с Миланом, а также больший простор для строительства. По поручению директора АКМ Артуро Мерканти, архитектор Альфредо Россетти разработал проект невиданной по тем временам гоночной трассы.
Собственно говоря, уже одно только строительство должно было навечно вписать Монцу в историю автогонок. Работы начались 15 мая 1922 года. Гигантский автодром был построен всего за 110 дней. Над его сооружением трудились 3500 рабочих, 200 гужевых повозок и 30 грузовиков. Для подвоза строительных материалов и грунта проложили специальную узкоколейную железную дорогу длиной 5 километров, по которой непрерывно курсировали 80 вагонов. Уже 15 августа, то есть всего через три месяца после начала работ, гоночная трасса была практически готова. Причем автодром имел сразу два гоночных кольца: обычную трассу длиной 5,5 км и профилированный 4,5-километровый овал с радиусом виражей 320 метров. Конфигурация последних теоретически позволяла проходить оба поворота овальной трассы (северный и южный) со скоростью 180-190 км/ч.
Рождение легенды
Официальное открытие Autodromo Nazionale состоялось 3 сентября, когда Монца приняла свою первую гонку, а неделей позже – премьерный в своей истории Большой Приз Италии. Оба соревнования выиграл один и тот же пилот – Пьетро Бордино, выступавший на FIAT.
В 1931 году организаторы гонок в Монце впервые задумались над изменением конфигурации трассы автодрома. На некоторых стартах вместо десятикилометрового двойного гоночного кольца использовался своего рода «гибрид» гоночной трассы и овального трека. За следующие полвека конфигурация гоночной трассы менялась более десяти раз.
В 1938 году в Монце последний раз перед войной был разыгран Большой Приз Италии, а затем почти десять лет Европе было уже не до гонок. Лишь через три года после завершения Второй мировой, в 1948 году, Монца вновь стала местом проведения Гран При. И с тех пор только раз - в 1980 году - Большие Призы обошлись без визита в Королевский парк Монцы.
Monza la magica, Monza la tragica
В середине 50-х Монца отпраздновала свое второе рождение. Собственно, интенсивная программа по модификации автодрома началась еще в 1934 году, но затем, во время войны, о ней, естественно, забыли. Зато в 1955 году гоночную трассу обновили, и обновили довольно значительно.
Овальный трек попросту перестроили, существенно увеличив его градусность (до 800 метров в верхней части трека), благодаря чему максимальная теоретически возможная скорость прохождения виражей возросла до 285 км/ч, а на дорожном кольце уложили новое покрытие и изменили один поворот: вместо двойного правого виража перед выходом на стартовую прямую построили один 180-градусный очень хитрый и скоростной поворот «Параболика» с изменяющимся радиусом кривизны – сейчас это, пожалуй, самый знаменитый поворот в мире.
В том же году десятикилометровая комбинация дорожной трассы и овального трека уже принимала этап чемпионата мира Формулы 1. Правда, через два года организаторы Гран При Италии отказались от овала, зато в 1957 и 1958 годах здесь прошли уникальные пятисотмильные «Гонки двух миров», где встретились лучшие гонщики того времени Старого и Нового света (обе гонки, кстати, выиграли американские пилоты, наголову разбив европейцев).
Кстати, такая конфигурация трассы увековечена в знаменитой киноленте Джона Франкенхаймера «Большой Приз», где решающие события разворачивались именно в гонке в Монце, съемки которой проходили на комбинированном кольце с использованием овала. Этот овал до сих пор существует, являясь своеобразным памятником истории автоспорта.
Монцу не зря называют «меккой автоспорта». Этот автодром видел всякое. В его истории много ярких страниц: легендарные гонки и рекорды (чего стоит хотя бы Гран При Италии 1971 года, когда финишировавшего четвертым Майка Хейлвуда отделили от победителя Питера Гетина ничтожные 0,18 секунды!), победы и поражения.
Но есть в истории Монцы и трагические страницы: эта трасса стала последней для таких великих гонщиков, как Альберто Аскари, Вольфганг фон Трипс, Йохен Риндт (ставший чемпионом мира Ф1 посмертно) и Ронни Петерсон. Не зря итальянцы говорят: «Monza la magica, Monza la tragica».
За 68 лет проведения чемпионатов мира на Аутодромо Национале прошло 67 этапов - абсолютный рекорд Формулы 1. Больше всех побед у Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона – оба выигрывали Гран При Италии по пять раз. Причем Шумахер все свои виктории отпраздновал в составе команды Ferrari, у которой всегда в Монце сумасшедшая поддержка тифози.
SMP Racing в Монце
Пилоты SMP Racing не раз добивались значимых достижений в Монце. Так, в 2016-м Егор Оруджев выиграл на Аутодромо Национале гонку Формулы Renault 3.5, а годом спустя на этапе Еврокубка Формулы Renault 2.0 на верхнюю ступень подиума поднялся Роберт Шварцман.
Здесь добился поул-позиции экипаж Михаила Алешина на первом этапе прошлогоднего сезона Blancpain GT Endurance. Кстати, в карьере Михаила был и еще один успех в Монце – 12 лет назад он в сражении с Себастьяном Феттелем выиграл в Королевском парке гонку Мировой серии Renault.
И, конечно, стоит отметить Гран При Италии прошлого года, в котором Сергей Сироткин добился своего лучшего результата в непростом дебютном сезоне Ф1, финишировав десятым и завоевав свое первое очко в чемпионате мира.
Совсем скоро новых успехов в Монце для SMP Racing постараются добиться Михаил Алёшин, Давиде Ригон и Мигель Молина (Blancpain GT Endurance Cup, экипаж SMP Racing №72, Ferrari F488), Денис Булатов (выступит в экипаже с россиянином Ринатом Салиховым и гонщиком из ЮАР Дэвидом Перелом, Ferrari 488 GT3 EVO) и Александр Смоляр, который выступит в гонках Еврокубка Формулы Renault. Эти соревнования пройдут в рамках одного гоночного уик-энда 13-14 апреля и станут первыми в этих сериях в нынешнем сезоне.
Сергей Беднарук для SMP Racing