Марафон с русскими корнями

1 марта 2019/ smp

Вы знали, что легендарную гоночную трассу в Себринге создал русский эмигрант? И он же привез идею гонок на выносливость из Ле-Мана в Новый свет.

Команда SMP Racing готовится к продолжению Суперсезона 2018-2019 чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, вторая часть которого после зимних каникул стартует 15 марта в американском Себринге. Эта трасса хорошо известна поклонникам автоспорта, но мало кто знает, что своим появление она обязана выходцу из России!

1_.jpg

Кто такой Александр Ульман

Знаменитая гоночная трасса «Себринг», как и британский «Сильверстоун», изначально была проложена по дорожкам военного аэродрома. В годы Второй мировой войны он служил тренировочной базой для американских ВВС, а после её окончания стал использоваться гражданской авиацией. Вероятно, летное поле в Себринге так и осталось бы местом небольшого регионального аэродрома, если бы не идея… российского эмигранта Алека Ульмана.

Александр Эдуардович Ульман родился в начале XX столетия в столице Российской Империи Санкт-Петербурге. Его отец был большим поклонником автомобилей и привил эту любовь сыну. Именно в России Александр заинтересовался гонками, увидев автомобильные соревнования по маршруту Петербург-Москва в 1908 году. Уже к десяти годам он обучился шоферскому делу и лихо управлял семейным Benz, тогда еще не имевшим приставку Mercedes.

Когда в России грянула революция, Ульманы вынуждены были покинуть страну. Сначала они перебрались в Швейцарию, а вскоре эмигрировали в Соединенные Штаты. Там Александр Ульман, поменявший имя на более краткое Алек, получил высшее образование в области авиационной техники, закончив Массачусетский технологический институт (MTI). Кроме того, он получил лицензию пилота самолёта.

Не забывал Ульман и свое увлечение гонками. В конце Второй мировой войны он стал одним из членов-учредителей Клуба спортивных машин Америки (SCCA), который взял на себя роль организатора различных автомобильных соревнований в США. Первые соревнования под эгидой SCCA прошли в Уоткинс-Глене в 1948 году.

А после визита в Ле-Ман Ульман загорелся идей организовать марафонскую гонку в США, которая со временем обрела бы такую же известность и престиж. И в качестве места ее проведения он выбрал аэродром во флоридском Себринге, который ему, как авиаинженеру, был хорошо знаком.

Не сложилось с «Формулой 1», но прижились гонки на выносливость

2.jpg

Первые соревнования в Себринге продолжительностью шесть часов состоялось в канун 1950 года, а через два года, 15 марта 1952-го, была организована дебютная гонка «12 часов Себринга», впоследствии вставшая в один ряд со знаменитыми суточными марафонами в Ле-Мане, Спа и Дайтоне.

А в 1959-м Себрингу выпала честь принять у себя первый в истории Гран-при США чемпионата мира Формулы 1 (номинально входившие в 50-е годы в зачёт мирового первенства гонки Indy 500 – не в счёт). В той гонке решалась судьба титула между Джеком Брэбэмом из Австралии, и выходцами из Великобритании Тони Бруксом и Стирлингом Моссом. Двое британцев не смогли добраться до финиша, и австралийцу хватило четвертого места, чтобы стать чемпионом. Победил в той гонке напарник Брэбэма по команде Cooper новозеландец Брюс Мак-Ларен, которому на протяжении более полувека принадлежало звание самого молодого победителя Гран-при Ф1.

3.jpg

Но к разочарованию Ульмана, выступившего главным промоутером первого в истории Большого Приза США, зрителей, пожелавших наблюдать за борьбой малоизвестных на территории Нового Света заморских звёзд, оказалось не слишком много. Поэтому уже на следующий год американский этап Ф1 сменил прописку и переехал в калифорнийский Риверсайд (Riverside International Raceway), а в Себринг Формула 1 уже никогда не возвращалась.

Но, как и французский Ле-Ман, где также всего однажды провели гонку Ф1, Себринг стал широко известен именно своей гонкой на выносливость. После дебютного марафона в 1952-м, «12 часов Себринга» не состоялась лишь однажды – в 1974-м из-за энергетического кризиса. Формат гонки традиционно представляет «один оборот стрелки часов»: начинается она при свете дня, а заканчивается уже ночью.

История «американского Ле-Мана»

4.jpg

За свою историю 12-часовой марафон в Себринге входил в зачеты разных чемпионатов. Уже вторая по счету гонка на бывшем военном аэродроме во Флориде была включена в зачет чемпионата мира среди спортивных машин (предшественника современной серии WEC). Начиная с 1973-го марафон проводился в рамках североамериканских первенств – IMSA, ALMS, USCC. Еще дважды – в 1981-м и 2012-м – он был одновременно с американскими национальными сериями включен и в календарь Чемпионата мира по гонкам на выносливость.

«12 часов Себринга» всегда считалась хорошим тестовым полигоном для участия в суточном марафоне в Ле-Мане. В 2006-м именно в Себринге Audi одержала историческую победу со своим новым болидом R10 – это был первый успех прототипа с дизельным двигателем.

Однако рекордсменом «Себринга» среди автомобильных марок является другой немецкий производитель – Porsche (штутгартская компания становилась сильнейшей в 12-часовой гонке 18 раз). А среди пилотов больше всех побед во флоридском марафоне у датчанина Тома Кристенсена – шесть.

5.jpg

В этом году в историю гонок в Себринге будет вписана новая глава. Марафон «12 часов Себринга» серии IMSA пройдет 16 марта уже в 67-й раз. А в его преддверии состоится отдельная гонка «1000 миль Себринга», которая станет шестым этапом Суперсезона FIA WEC и первым – в 2019-м.

Поначалу даже рассматривалась возможность провести две 12-часовые гонки подряд – раздельно для чемпионата мира и американской серии IMSA. Однако от этой идеи решено было отказаться – в итоге американский этап WEC будет иметь протяженность в 1000 миль (временной лимит – восемь часов). Гонка пройдет в пятницу, 15 марта.

Себринг сегодня

SEBRING2019_1920x1080864671168ff6cead1aca950da173d1ce963cafd4d9807e6b1f82c4547095002e.jpg

Нынешняя конфигурация трассы имеет длину чуть более шести километров, на которых умещаются 17 поворотов, несколько длинных прямых (главная носит имя отца-основателя трассы Алека Ульмана, покинувшего этот мир в 1986-м) и технически очень сложных, медленных секций. Но главная отличительная черта трассы – неровное асфальтобетонное покрытие. Так что марафон на этой трассе – настоящая проверка на выносливость как пилотов, так и техники.

45953469961_1863787aed_h.jpg

Команда SMP Racing намерена развить за океаном тот прогресс, которого удалось добиться с новым прототипом BR1 класса LMP1 в конце прошлого года. В Себринге в составе российского коллектива дебютирует двукратный чемпион мира по гонкам на выносливость, победитель «Ле-Мана» и экс-пилот Ф1 Брендон Хартли. Он войдет в состав экипажа № 11 вместе с Виталием Петровым и Михаилом Алешиным, которые (в экипаже с Дженсоном Баттоном) поднялись на подиум предыдущего этапа WEC в Шанхае.

32342609834_a434d8fd72_h.jpg

Михаил Алёшин, единственный из пилотов программы SMP Racing, который уже выступал в Себринге, правда в американской серии IndyCar. Вот что он рассказал про трассу: «Сам по себе Себринг – очень старая трасса. Раньше это был военный аэродром. По моим ощущениям, с тех пор там несильно что-то поменялось, особенно в плане покрытия. Главная особенность заключается в том, что покрытие очень старое, очень много неровностей, кочек, и, соответственно, будет большая нагрузка на подвеску машины и нас, пилотов. Себринг используется как стационарная (не городская — прим.ред.) трасса для гонок Indycar. Я там ездил и не раз, но по другой конфигурации. На этой гонке мы будем ехать по длинной версии. Я думаю, она тоже не будет отличаться ровностью, поэтому это будет особенная гонка. Совершенно точно будет очень весело».

32342598754_6965476bd0_h.jpg

Новый напарник будет у Егора Оруджева со Стефаном Сарразаном – начиная с «Себринга» к экипажу № 17 присоединится Сергей Сироткин. Резервный гонщик Renault F1 выступит на всех оставшихся этапах Суперсезона FIA WEC, а во Флориде проведет свою дебютную гонку в классе LMP1.

Сергей Беднарук специально для SMP Racing
другие статьи