Первый этап текущего сезона, прошедший в Помоне, был буквально перенасыщен инцидентами на грани первоклассного шоу и вполне осязаемой опасности для здоровья пилотов.
И если Даг Калитта на пути к своему трофею дважды одержал победу с полыхающим мотором, подарив фанатам яркое во всех смыслах зрелище, то Бриттани Форс после двух встреч с отбойником за один заезд отправилась прямиком в госпиталь. И на этом фоне мы решили покопаться в истории и представить вашему вниманию пять самых запоминающихся аварий, которые произошли на NHRA Winternationals за долгую историю существования этого культового мероприятия.Впервые официальные заезды в классе Funny Car Помона приняла в далеком 1969 году. На тот момент представления о том, как должна работать аэродинамика в дрэг-рейсинге, были весьма посредственными, и все исследования в этом важнейшем аспекте проводились по принципу "Что-нибудь прикрутим, заедем, а там уже как-нибудь настроим".
Естественно, постоянно что-то шло не так, и этот ивент не стал исключением. Во время квалификации Hawaiian Dodge Charger, принадлежавший Роланду Леонгу, под управлением Ларри Рейса начало нести боком, но поскольку скорость была сравнительно невелика, и Рейс вовремя воспользовался тормозным парашютом, опасность миновала.
В первом раунде заездов на выбывание пилоту повезло гораздо меньше. На этот раз задним колесам все-таки удалось обогнать передние, и болид перед самым финишем подняло в воздух. По заверениям очевидцев Ларри пролетел порядка 200 футов, и приземлился в зоне торможения на крышу, после чего проскользил несколько десятков футов и перевернулся в итоге на колеса, отправив при этом стеклопластиковый кузов в дальнейший полет по калифорнийской атмосфере. Как сказал после произошедшего сам гонщик, перефразировав знаменитую реплику известного киногероя: "Меня взболтало, но не перемешало".
Легенда спорта Томми Айво заявился на Winternationals' 74 на своем новом с иголочки красно-оранжевом дрэгстере с закрытыми для пущей аэродинамики передними колесами. Публика приняла новый аппарат на ура, но вот по части надежности техники команде Айво, равно как и ему самому, предстояло испытать гораздо меньше приятных эмоций.
Во время квалификации пилоту пришлось заглушить мотор перед стартом, поскольку, судя по показаниям приборов, давление масла в двигателе упало ниже плинтуса. Между раундами механики разобрали мотор, провели ревизию всех узлов, и после сборки давление вернулось в норму. Ничто не предвещало беды, и Томми выехал на трек для финальной попытки.
"Я летел по стрипу как обезьяна с голой задницей до отметки в 1200 футов, или что-то около того - вспоминает ветеран, - но потом болид превратился в сгусток огня, а большие части мотора начали превращаться в кучу маленьких. Масло хлынуло на трассу сквозь поддон, который на тот момент больше напоминал кусок швейцарского сыра, нежели лист металла, и меня понесло так, будто под колесами был не проклеенный бетон, а каток для фигурного катания".
В дальнейшем отсутствие сцепления и прижимной силы вкупе с чудовищным моментом двигателя сделало свое дело: дрэгстер швырнуло в отбойник, развернуло на 180 градусов и опрокинуло вверх тормашками. Именно в таком положении Томми и пересек финишную черту со скоростью на выходе свыше 200 mph. Примечательно то, что результат на уровне 6.05 секунды был не просто засчитан, он позволил гонщику занять пятое место по итогам квалификации, однако после всего пережитого за эти несколько секунд Айво от участия в заездах на выбывание воздержался.
История заднемоторных болидов класса Funny Car заслуживает отдельной статьи, несмотря на то, что на подобной технике лишь Джим Данн одерживал победу на этапе в 1972 году. Как-нибудь мы к этому обязательно вернемся, но сейчас поведаем вам историю о случае, после которого на подобной концепции фактически был поставлен крест.
Основная проблема была в управляемости, и в 1975 году Деннис Гейслер крайне наглядно это продемонстрировал в очередной раз. Приведем цитату непосредственного участника данных событий, потому что вряд ли кто-то лучше самого Гейслера, пережившего весь этот ад, что называется, в первом ряду, сможет описать произошедшее в тот день.
"Трасса была в полном порядке, а стабильность работы двигателя даже превзошла наши ожидания. - Рассказывает Деннис. - В этих машинах твои глаза находятся на уровне нижней громки лобового стекла, поэтому после старта, когда передние колеса отрываются от земли хотя бы на 6-8 дюймов, горизонт начисто пропадает из виду, и приходится вертеть головой по сторонам, чтобы иметь хоть примерное представление о местоположении болида относительно твоей дорожки. Так и случилось в тот день. В какой-то момент я осознал, что морда этой чертовой колымаги не собирается опускаться обратно. К сожалению, было уже слишком поздно, потому что угол наклона кузова относительно стрипа стремительно приближался к отметке в 45 градусов".
Болид после инцидента был разрушен практически полностью, а сакрального смысла в его восстановлении не нашел никто. Сам же Гейслер отделался легкими травмами.
1988 год для легендарного Эдди Хилла сложился великолепно, пилот завоевал 4 трофея, а также вписал свое имя в историю, впервые в классе выехав из пяти секунд. Но вот старт в следующем сезоне, вышел сколь эффектным, столь и дорогостоящим для его команды.
Из-за проблем с передним антикрылом, нос дрэгстера начало поднимать в небо, а следом за ним взлетел и сам болид. Финишную черту Хилл в буквальном смысле слова перелетел с результатом 5.210 @ 236.15 mph, что стало лучшим временем и лучшей скоростью в тот день. Гонщик не пострадал и самостоятельно выбрался из-под обломков болида, однако каждый элемент первого 4-секундого дрэгстера за исключением каркаса безопасности и непосредственно водительского места был уничтожен.
"Все случилось настолько быстро, что переломить ход событий уже не представлялось возможным. - Поделился Хилл. - Я просто обхватил руками самую красивую часть моего тела (лицо) и закрыл глаза".
Несмотря на пережитый ужас, Эдди вернулся на стрип, одолжив у Даррелла Гвина запасное шасси. Примечателен тот факт, что именно Гвин должен был стать соперником Хилла в самом первом заезде субботней квалификации, но обнаружив трещину в блоке будущий чемпион 1993 года был вынужден покинуть соревнование.
Шестикратный чемпион и гениальный бизнесмен от спорта Кенни Бернштайн в 1993 году также отметился одной из жесточайших аварий в истории Pomona Raceway. На середине дистанции шатун пробил блок, и маслом щедро оросило один из задних сликов. К чему это может привести, и так понятно. Однако следом оборвало соседний шатун и обломками блока посекло левую покрышку.
Объятый пламенем дрэгстер резко швырнуло влево, но опытный пилот смог избежать рандеву с отбойником и пересек финишную черту в заносе на скорости 221 mph вслед за Джо Амато. Бернштайн всеми силами старался удержать неуправляемую машину на курсе, но болид все-таки развернуло на 180 градусов, и на этот раз столкновения с бетонным заграждением избежать не удалось.
После удара дрэгстер взмыл в воздух, развернулся передними колесами по направлению движения и приземлился набок, в то время как двигатель, отделившись от рамы, катился по газону. В итоге Кенни не пострадал, но покинул стрип на носилках в бессознательном состоянии. Амато, выскочив из дрэгстера, первым делом бросился обнять своего оппонента, и помог врачам загрузить гонщика в карету скорой помощи.
"Позже я сказал ему, что несмотря на то, как сильно я хотел победить, я бы предпочел проиграть, если бы мое поражение стало гарантией того, что этого не произойдет", - Высказался Джо несколько недель спустя.
В качестве завершения, хотелось бы просто напомнить, что во многом благодаря подобным инцидентам, технологии в сфере безопасности непрестанно развивались и совершенствовались, что в итоге позволило стать дрэг-рейсингу одной из самых безопасных дисциплин в современном автоспорте.
Андрей Кринкин